Ремонт гелькоута лодок и катеров

Гелькоут представляет из себя материал (полимеризованное связующее) на внешнем слое стеклопластика, который защищает его от «коррозии» (а грамотнее сказать «старения»), возникающей под воздействием агрессивной среды, а также от механических повреждений, которые способствуют развитию «коррозионных» процессов.

Гелькоут играет декоративную и защитную роль на поверхности детали из стеклопластика. Если деталь постоянно находится на солнце, то гелькоут защищает ее от губительных лучей ультрафиолета. Если деталь соприкасается с водой, то гелькоут защищает ее от влаги и препятствует возникновению коррозии и дальнейшему разрушению слоев ламината.

Чаще ремонт гелькоута требуется днищу яхт, лодок, катеров и другой технике, корпус которой имеет прямой контакт с водой. Многие думают, что ремонт гелькоута — это безнадежный процесс, но нет, если деталь сделана из качественного стеклопластика, то ее ремонтопригодность будет отличная.

Ремонт гелькоута на корпусе лодки

Проблемы, которые возникают с гелькоутом

Мелкие трещины на гелькоуте

Глубокие трещины на гелькоуте Повреждение гелькоута на киле лодки

Дно лодки, которое покрыто гелькоутом со временем может разрушаться. Причин существует множество:

  • Механические повреждения. Например, когда неудачно пришвартовали лодку и сильно зацепили дно об берег.
  • Пробоины. Встретились с острым камнем и в результате образовалась пробоина.
  • Различного рода царапины, сколы, потертости и вмятины.
  • Низкое качество стеклопластика, который был плохо пропитан и плохо укатан.

Если ваше плавательное средство эксплуатируется часто, а не просто простаивает на берегу, то повреждения — это обычная ситуация.

Повреждения вкупе с агрессивной средой, неблагоприятными условиями эксплуатации и хранения, или с даже чрезмерной шлифовкой, а уж тем более с изначально плохим качеством стеклопластика, могут привести к развитию биологического процесса, который называется Осмос.

Осмос в слое гелькоута Осмос разрушающий гелькоут на корпусе лодки

Осмосом называют процесс, при котором происходит изменение концентрации кислотных веществ в пустотах или, иными словами, в «кавернах» верхних слоев стеклопластика. Он возникает путем фильтрации молекул забортной воды через тонкую пленку гелькоута. Вследствие чего внутри каверн происходит реакция, создающая высокое давление, и слой гелькоута начинает вспучиваться и трескаться крестообразными трещинами. Через полученные трещины начинает проникать вода, и негативная химическая реакция начинает происходить глубже в остальных слоях стеклопластика. Если сказать проще, то если качество стеклопластика низкое и в его слоях множество пустот, то молекулы воды, неизбежно проникающие через гелькоут к ламинату стеклопластика вступают в реакцию с продуктами распада в этих пустотах, от чего они расширяются – на поверхности это выглядит как пузыри. Потом пузыри лопаются и через трещины на них вода быстрее начинает проникать к слоям ламината, где также начинают происходить негативные процессы, которые приводят к его расслаиванию.

Данный процесс длится довольно долгое время (все зависит от качества ламината), постепенно разрушая конструкционную прочность стеклопластика. Вначале происходит разрушение декоративного слоя (гелькоута). Потом постепенно происходит деструкция внешних, а затем внутренних слоев стеклопластика. В случае разрушения декоративного слоя просто необходим срочный ремонт судна. Также незамедлительный ремонт может потребоваться, если в каверне обнаружено сухое стекловолокно (которое не пропитано смолой).

Чтобы стеклопластиковый корпус вашего судна прослужил вам долгое время, необходимо 1-2 раза в год обращать внимание на состояние декоративного слоя. Вам просто необходимо время от времени производить визуальный осмотр корпуса на наличие пузырей и повреждений. Если они есть, то вам необходимо ликвидировать осмос (или предупредить его возникновение) и восстановить декоративный слой гелькоута.

Если плавательное средство простаивает на суше, то по сути никаких разговоров о разрушении стеклопластика речи быть не может. Но если вы эксплуатируете его по назначению, то вы рано или поздно столкнётесь с неприятным, то в то же время неизбежным процессом. Представьте, что на вашем судне есть небольшие повреждения верхнего и промежуточных слоев гелькоута. Эти повреждения начинают пропускать воду. Это приводит к тому, что ваше судно медленно, но верно разрушается. Как только вы это заметили, то необходимо задуматься о ремонте. Благо, все необходимые материалы для ремонта доступны в розничных и интернет-магазинах. Необходимо взглянуть страху в глаза и произвести качественный восстановительный ремонт.

Диагностика поверхности стеклопластика

Чтобы произвести правильную диагностику поверхности гелькоута, в первую очередь необходимо обратить внимание на внешний вид корпуса судна. Если корпус имеет желтизну или белый налет, то это может свидетельствовать об очагах повреждений. В таком случае необходимо произвести тщательный осмотр. Если вы заметили влажный участок, то скорее всего это место пузыря, наполненного водой. Естественно, осмотр нужно проделывать на берегу, когда нет внешнего давления воды на поверхность. Обычно, когда судно простоит некоторое время на берегу, т. е. когда нет контакта с водой (когда сухо), раствор, который находится в пузыре, испаряется и пузырь разглаживается. Поэтому диагностику необходимо производить практически сразу после подъема, потому что по прошествии времени вы можете не заметить коварные очаги осмоса.

Диагностика поверхности гелькоута Диагностика повреждений гелькоута

Судно эксплуатируется в пресной или соленой воде. Воздействие воды на корпус лодки рано или поздно приводит к возникновению негативных процессов, которые никак не зависят от человека и вызываются только внешними факторами. Даже если лодка произведена из самых высококачественных материалов и на самом лучшем заводе, где условия производства на высоте, вы всё равно столкнётесь с разрушением стеклопластика. Температура окружающей среды, концентрация соли в воде, сезон года — все это в совокупности влияет на процесс разрушения стеклопластика. Чтобы содержать судно в надлежащем виде и в идеальном техническом состоянии необходимо постоянно ухаживать за ним, измерять влажность корпуса. Если вы предпримите все возможные меры по уходу и устранению повреждений, тем самым вы увеличите срок службы вашего плавательного средства.

Процесс ремонта гелькоута

В современном мире существует множество средств и материалов для ремонта и ухода за гелькоутом.

Ремонт корпуса лодки, покрытого гелькоутом, можно разделить на следующие этапы:

  • Для начала необходимо выяснить, в каком состоянии сейчас находится поверхность стеклопластикового корпуса и какие на нем есть повреждения. Провести своего рода инспекцию. Если этот подготовительный пункт пропустить, то сроки ремонта значительно увеличатся. Ремонт судна необходимо проводить комплексно. Подход, когда вы вначале устраняете очаг осмоса, а через год производите ремонт трещин и вмятин – неправильный.
    Разрушение гелькоута в месте трещины
  • Теперь необходимо произвести механическую обработку поверхности при помощи наждачной бумаги (вручную) или шлифовальной машинки. Выбирайте подходящий инструмент заранее. Если площадь проделываемых работ большая, то рекомендуем использовать специальную машинку для шлифовки. С оборудованием определились, приступаем к снятию верхнего слоя гелькоута. Все повреждения на верхнем слое ламината, если они есть, также необходимо зачистить.
    Зачистка гелькоута днища лодки шлифовальной машинкой Разделка трещины на гелькоуте
  • После снятия поврежденных слоев стекловолокна и устранения каверн корпус судна необходимо промыть аппаратом высокого давления. Промывка необходима для удаления различных химических элементов распада стеклопластика, которые возникли при непосредственном контакте с пресной и соленой водой.
  • Далее нам необходимо выполнить полную сушку корпуса. Конечно хорошо, если для этого у вас есть сухой ангар.
  • Когда корпус высох, необходимо еще раз пройтись взглядом и попытаться найти повреждения, которые могли пропустить на первом этапе. Когда все обнаружено, можно приступать непосредственно к самому ремонту. Для устранения мелких повреждений необходимо использовать шпатлевку с повышенной эластичностью, в которую входит полиэфирная смола. Трещины всегда лучше аккуратно разделать, высушить, обезжирить и заполнить шпатлевкой. В таком случае расширится площадь ремонта, но зато он будет произведен качественно. Для более глубоких трещин и больших сколов необходимо использовать стекловолокно и полиэфирную смолу – то есть восстанавливать слои стеклопластика. План работ такой: зачистить место повреждения, обезжирить поверхность, наложить новые слои, дождаться полного высыхания, произвести шлифовку.

Зачищенные места на поверхности гелькоута корпуса лодки Нанесение гелькоута на зачищенную поверхность

Ну и после, когда все дефекты устранены можно, наносить новые финишные слои гелькоута. Многие мастера в месте устраненного поврждения накладывают гелькоут бугром – в этом случае после высыхания его необходимо шлифовать наждачной бумагой для выравнивания до уровня поверхности. После выравнивания место ремонта можно покрыть лаком и отполировать.

 Нанесение гелькоута бугром Выравнивание гелькоута наждачной бумагой Полировка гелькоута после восстановления

Необходимо обратить внимание на качество гелькоута перед покупкой. Он должен обладать всеми нужными характеристиками и хорошо выполнять защитные функции (устойчивость к УФ, воде и т. д.). Декоративные свойства, цвет, оттенки и срок службы у разных производителей гелькоута примерно одинаковые.

Ремонт гелькоута без очагов осмоса

Если вас коснулся более безобидный вариант ремонта гелькоута без очагов осмоса - покраска, то ваш план действий следующий.

Произвести визуальный осмотр. Если вы на белой поверхности гелькоута заметили пожелтение или белый налет, то его нужно очистить перед покраской шлифовальной машинкой или наждачной бумагой.

Также перед покраской нужно удалить следы, которые остались еще с тех времен, когда производились работы по формированию корпуса на производстве или ремонт.

Для формирования корпуса используется матрица, в свою очередь ее поверхность покрывают первым специальным слоем. Он необходим для более легкого извлечения готового изделия из матрицы после окончания всех работ. Следы от этого разделительного слоя никуда не исчезают и остаются на поверхности корпуса. Эти следы перед покраской необходимо удалить.

Есть еще один момент - многие владельцы плавательных средств очень часто полируют поверхность корпуса. Полировальные пасты содержат воск или силикон, которые проникают в поры или в микротрещины декоративного слоя. Их также необходимо удалить и только потом приступать к покраске.

Все эти работы важно выполнить, поскольку остатки любых веществ на поверхности гелькоута будут снижать адгезию и краска не сможет закрепиться.

Покраска гелькоута

Как правильно подготовить поверхность гелькоута к покраске?

Шлифовка гелькоута перед покраской

В первую очередь, необходимо ошкурить наждачной бумагой поверхность, чтобы она стала идеально гладкой. Далее необходимо вымыть поверхность теплой мыльной водой, чтобы удалить загрязнения и очистить ее от пыли. Если загрязнения не вымываются данным раствором, то тогда необходимо использовать растворитель и тряпочкой удалить загрязнение локально. Рекомендуем использовать медленно сохнущий растворитель. Если вы будете использовать ацетон, то удалить загрязнения не получится, вы их только разотрете по поверхности.

Теперь можно приступать к покраске. Только необходимо помнить, что красить нужно не более чем через 24 часа после окончания подготовительных работ. В противном случае, все подготовительные работы для покраски необходимо будет проделывать заново.